dambiev (dambiev) wrote,
dambiev
dambiev

Беспилотные системы на выставке IDEX-2017

Оригинал взят у bmpd в Беспилотные системы на выставке IDEX-2017




В феврале 2017 года в столице ОАЭ Абу-Даби состоялась очередная выставка вооружений и военной техники IDEX-2017. Наш блог представляет вниманию материал известного специалиста по беспилотным летательным аппаратам Дениса Федутинова о представленных на выставке беспилотных и безэкипажных системах.

23

Наземные роботизированные комплексы Andros HD SEL (слева) и Andros F6B (справа) американской компании Remotec (принадлежащей корпорации Northrop Grumman) в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Даже при том, что беспилотники не доминировали в экспозиции IDEX-2017 на фоне прочих систем, если собрать воедино разбросанные по этой масштабной выставке представленные системы БЛА, получится достаточно представительная подборка, дающая неплохое представление о соответствующем местном рынке.



01

Модель БЛА Piaggio Aerospace P.1HH HammerHead в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Масштабная модель БЛА P.1HH HammerHead большой дальности была показана на не самом маленьком стенде эмиратской компании ADASI (Abu Dhabi Autonomous Systems Investments), занимающейся продвижением беспилотных систем местным потребителям из силовых структур. Любопытно, что по части авиационных беспилотных систем крупные формы практически полностью отсутствовали. Скажем, если на UMEX в прошлом году можно было наблюдать полноразмерные макеты БЛА HammerHead и Predator, то на IDEX-2017 подобной размерности системы были представлены лишь масштабными моделями на стендах местных компаний-партнеров иностранных фирм-разработчиков. И это при том, что разработчик БЛА HammerHead – итальянская компания Piaggio Aerospace в прошлом году полностью перешла под контроль эмиратской инвестиционной компании Mubadala Development Company, которая контролируется правительством Абу-Даби.




02

Стенд американской корпорации General Atomics в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Стенд американской корпорации General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI), как и несколько других стендов крупных американских компаний-разработчиков систем БЛА, не баловал посетителей ни собственно беспилотниками, ни информацией о них. Здесь, в частности, было только две уменьшенные модели экспортной версии американского «Хищника» - БЛА Predator XP и кино о нем. Правда, присутствовал президент компании Френк Пэйс. Такая же малоразмерная модель была показана на традиционно грандиозном стенде местного партнера американской GA-ASI эмиратской International Golden Group (IGG). И это несмотря на информацию о том, что приобретенные ОАЭ БЛА Predator XP уже поставляются заказчику.



03

Модель БЛА CH-5 (Rainbow 5) разработки китайской Академии аэрокосмической аэродинамики (Academy of Aerospace Aerodynamics - CAAA, также известна как "Одиннадцатая академия") в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Китайские разработчики пошли тем же путем. На выставке можно было обнаружить различные модели производимых в КНР и предлагаемых на международном рынке систем БЛА вплоть до аппаратов MALE-класса. Так, на стенде эмиратского фонда Trust можно было видеть модель CH-5 (Rainbow 5) разработки китайской Академии аэрокосмической аэродинамики (Academy of Aerospace Aerodynamics - CAAA, также известна как "Одиннадцатая академия", а ранее именовалась НИИ-701), входящей в состав государственной корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). БЛА имел внешний облик, отличный от демонстрировавшегося в конце прошлого года на Air Show China в Чжухае. Макетная мастерская не успевает за разработчиками готовых изделий?



04

Новый вариант БЛА Aerosonde разработки одноименной австралийской компании, ныне входящей в состав американской корпорации Textron Systems как Textron Systems Australia, в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


На стенде американской корпорации Textron Systems была представлена новая версия БЛА Aerosonde с системой вертикального взлета-посадки на базе электрического квадрокоптера. Это относительно новая система – Textron Systems Australia предложила подобный вариант только в прошлом году. Интересно, что данное решение предлагалось также в виде модернизационного комплекта для доработки уже существующих БЛА этого типа.



05

«Саудовский Shadow» - БЛА, созданный саудовским научно-исследовательским институтом Принца Султана, входящим в состав Университета Короля Сауда в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Научно-исследовательский институт Принца Султана, входящий в состав Университета Короля Сауда из Саудовской Аравии представил собственный БЛА тактического класса, внешний облик которого имеет определенное сходство с американским БЛА Sahdow достаточно старого образца.



06

Беспилотная воздушная мишень Banshee уже под брендом британской компании QinetiQ в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Британская компания QinetiQ среди продемонстрированных роботизированных систем также выставила известную воздушную мишень Banshee созданную еще в середине 1980-х годов. Она была разработана британской же компанией Meggitt Target Systems, которую QinetiQ приобрела в конце прошедшего 2016 года.



07

Американская беспилотная воздушная мишень Kratos MQM-178 Firejet в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Беспилотное подразделение американской компании Kratos Defense & Security Solutions также представило на выставке ряд экспортных вариантов известных воздушных мишеней, предназначенных для отработки поражения ракетами классов «земля-воздух» и «воздух-воздух». Экспозиция, в частности, включала мишень MQM-178 максимальной взлетной массой 145 кг, а также более тяжелые мишени BQM-167i и BQM-177i, массой порядка 640 кг, в том числе позволяющие имитировать противокорабельные крылатые ракеты.


Любопытно, что местный эмиратский производитель воздушных мишеней и беспилотных систем - расположенная в Абу-Даби компания Adcom Systems, ранее заявлявшая о планах по поставке некоторых беспилотных систем в Россию, на выставке вообще не присутствовала, что в кулуарах вызвало предположение о том, что компания испытывает серьезные трудности.



08

БЛА Thales Spy’Ranger в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


В силу сухопутной направленности выставки, значительная часть беспилотных летательных аппаратов представленных на ней относилась к системам малого класса. Их представляли как небольшие компании, так и промышленные лидеры. И в экспозиции французской Thales и в экспозиции их партнеров эмиратской группы IGG присутствовал мини-БЛА Spy’Ranger взлетной массой около 14 кг. БЛА был впервые представлен общественности на выставке Milipol в 2015 году. В конце 2016 года министерство обороны Франции приняло решение закупить 35 подобных систем. О поставках за рубеж пока ничего не известно.



09

БЛА IDS IA-17 Manta в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Итальянская компания IDS (Ingegneria Dei Sistemi) выставила несколько более габаритный БЛА IA-17 Manta, взлетной массой около 25 кг. БЛА, оснащаемый полезной нагрузкой до 7,5 кг позволяет вести разведку и наблюдение, выполняя полеты продолжительностью до 14 часов.



10

БЛА Schiebel Camcopter S-100 в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Известный беспилотный вертолет разработки австрийской компании Schiebel был представлен на выставке «живьем», причем, непосредственно разработчиками - стенд эмиратских партнеров фирмы ADASI украшала только малоразмерная модель. Представлял БЛА лично руководитель компании Ханс Георг Шибель. По циркулировавшим слухам, ОАЭ, выступающие крупным заказчиком Camcopter S-100, пытались избавиться от зависимости от компании Schiebel, организовав не только сборочное производство данных беспилотных систем, но и производство отдельных деталей конструкции, что не увенчалось успехом.



11

БЛА Strsljen, представленный сербским объединением "Југоимпорт – СДПР", в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Лавры компании Schiebel, пробившей себе дорогу на мировой рынок беспилотных систем именно через ОАЭ, очевидно, привлекают и других разработчиков, рассчитывающих повторить их успех на данном рынке. Так, на стенде сербского объединения "Југоимпорт – СДПР" был впервые представлен беспилотный летательный аппарат вертолетного типа Strsljen. Вертолет выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Максимальная взлетная масса аппарата – 750 кг. БЛА может выполнять полеты на высотах до 4000 м продолжительностью до 4 ч (при максимальном запасе топлива). Помимо аппаратуры наблюдения предполагается, что БЛА также сможет оснащаться пушкой калибра 12,7 мм и различными ракетами класса «воздух-поверхность», в том числе ПТУР EDePro Spider сербской разработки. Разработка данного БЛА началась всего пару лет назад и видимо, далека от завершения. Первый полет запланирован на осень 2017 года.



12

Польский мини-БЛА WB Electronics Fly Eye в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


В целом, стоит отметить, что присутствие разработчиков беспилотных систем из бывших соцстран, а также государств, ранее являвшихся республиками бывшего СССР, было достаточно заметным. Разработанный польской частной компанией WB Electronics S.A. (входит в состав WB Group) разведывательный БЛА Fly Eye имеет взлетную массу 11 кг, массу полезной нагрузки 4 кг. Максимальная родолжительность полета составляет до 120-180 минут. Как известно, данный БЛА был закуплен вооруженными силами Украины и применяется ими в конфликте на Донбассе.





13

Польский барражирующий боеприпас WB Electronics Warmate в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Также на стенде WB Electronics демонстрировался уже известный барражирующий боеприпас Warmate. Согласно данным разработчиков, это БЛА массой 4 кг с электродвигателем и складываемым крылом, оснащаемый боевой частью весом 0,7 кг – кумулятивного (GK-1), или осколочно-фугасного (GO-1) действия. Дальность полета аппарата - до 10 км, продолжительность - до 30 минут. По информации на середину 2016 года было известно о заключении контрактов на поставку систем Warmate на Украину (где этот аппарат уже вызвал попытки подражания), а также в две страны Ближнего Востока.



14

БЛА Cantas А чешской компании New Space Technologies в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Чешская компания New Space Technologies презентовала на IDEX-2017 амбициозный проект создания новых беспилотных летательных аппаратов гибридного типа Cantas, выполненных по схеме тейлситтер. Планируется создание семейства из трех моделей – Cantas A ( Advanced ), Cantas E ( Endurance ) и Cantas S ( Speed ) - на основе единой схемы с различными техническими характеристиками. Два из них - Cantas A и Cantas E были показаны на выставке в натуральную величину. Максимальная взлетная масса Cantas A – 75 кг, а Cantas E – 65 кг. Для горизонтального полета у Cantas A иcпользуется турбореактивный двигатель PBS TJ 40-G 1, у Cantas E – поршневой двигатель MVVS 58 IRS . Продолжительность полета у первого БЛА составляет 1,3 часа, у второго – 18 часов. На БЛА используются сменные модули полезной нагрузки с аппаратурой различного назначения общей массой 10 кг.



15

Белорусский БЛА «Беркут-1Э» предприятия «АГАТ-Системы управления» в новой версии в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Первоначально белорусское предприятие «АГАТ-Системы управления» под наименованием «Беркут-1Э» предлагало собираемую в Белоруссии беспилотную систему «Иркут-3» на основе разработки российского АО «Корпорация «Иркут». На IDEX-2017 была продемонстрирована новая версия БЛА «Беркут-1Э». Она сохранила общую схему - высокоплан с толкающим винтом. При этом БЛА стал тяжелее – взлетная масса увеличилась более, чем вдвое с 3,5 кг до 8 кг, изменилась форма крыла и его размах, а также хвостовое оперение, блок полезной нагрузки, (новые модули, вероятно, также местной разработки), был смещен вверх. По-видимому, в рамках создания новой версии БЛА был локализован для максимального использования белорусских подсистем.



16

Украинский мини-БЛА Anser в экспозиции ГК «Укроборонпром» на выставке IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Украинский ГК «Укроборонпром», представил выставке новый БЛА самолетного типа Anser. По внешнему облику новый украинский беспилотник весьма схож с российским БЛА «Орлан-10» - Anser также представляет собой высокоплан с передним расположением двигателя и тянущим винтом, хвостовое оперение также выполнено по классической схеме, киль также более развит, чем горизонтальное оперение. Размерности БЛА достаточно близки, украинский беспилотник несколько крупнее российского – сообщалось, что взлетная масса БЛА Anser составляет 23 кг против 16-18 кг у российского. При этом и украинский и российский беспилотники могут настии полезную нагрузку до 5 кг. Сообщалось, что во второй половине 2016 года БЛА Anser проходил летные испытания в различных модификациях по линии силовых ведомств Украины.




17

Стенд российской компании ZALA Aero Group, входящей в состав концерна "Калашников", на выставке IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Российская компания ZALA Aero Group продемонстрировала на выставке IDEX-2017 в Абу-Даби ряд беспилотных авиационных системы. В частности, среди них две системы с БЛА самолетного типа ближнего радиуса действия - ZALA 421-16E, ZALA 421-16ЕМ и одна система с малоразмерным БЛА вертолетного типа мультироторной схемы БЛА ZALA 421-22. Они были показаны на территории стенда концерна «Калашников», в состав которого компания ZALA входит с февраля 2015 года. Нельзя не отметить, что некоторые из продемонстрированных компанией на IDEX-2017 БЛА, а также систем полезной нагрузки, устанавливаемых на них, вызывают устойчивые ассоциации с разработками некоторых нероссийских компаний, в частности, израильских Aeronautics Defense Systems, и Controp.




18

Роботизированный противоминный комплекс MV-4 хорватской компании DOK-ING в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


На стенде уже упоминавшейся выше эмиратской группы IGG был выставлен известный роботизированный комплекс MV-4 разработки хорватской компании DOK-ING. Он применяется, в частности, в противоминных работах. Полная масса изделия, размещаемого на гусеничном шасси - порядка 6 тонн. На MV-4 может быть установлено до пяти различных тралов, а также бульдозерных отвалов, в зависимости от решаемых задач. Установленные на борту системы наблюдения обеспечивают оператору круговой обзор. Дальность управления оператором составляет до 1 км. Данный комплекс поставляется 766-му УПТК (Управление производственно-технологической комплектации)  Министерства обороны России под наименованием «Уран-6», при этом российские публикации часто умалчивают о реальном происхождении данной системы. Известно, что комплекс применялся российскими военными в саперных работах в Сирии. Наряду с опытом применения данного комплекса армией США в Афганистане, это обстоятельство, вероятно, дает разработчикам определенные надежды на поставки в страны Ближнего Востока.



19

Роботизированная гусеничная платформа THeMIS эстонской компании MILREM в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Эстонская компания MILREM, год назад представившая свою новую разработку – универсальную платформу на гусеничном шасси, предназначенную для создания на ее базе семейства наземных роботизированных средств различного назначения, на IDEX-2017 показала ее в оснащении с дистанционно-управляемым боевым модулем турецкой компании Aselsan. Изделие также было выставлено на стенде эмиратской группы IGG.



20

Роботизированная гусеничная платформа MAARS британской компании QinetiQ в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Среди более легких сухопутных роботизированных средств, показанных на выставке IDEX-2017,большинство представляли собой устройства, оснащенные аппаратурой наблюдения и/или манипуляторами. Однако попадались и системы, имеющие вооружение. Среди них, в частности, хорошо известная разработка британской компании QinetiQ – MAARS. На поворотной башне этого 150-кг роботизированного средства может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм, а также пусковая установка калибра для ведения огня дымовыми, осветительными, или осколочно-фугасными гранатами, или гранатами со слезоточивым газом. Это созданная более 10 лет назад система, которую в конце 2000-х годов начали в экспериментальном порядке применять американские военные. Тогда она казалась чересчур инновационной.



21

Беспилотный гексакоптер HyDrone 1800 на водородных топливных элементах, созданный китайской компанией MicroMultiCopter Aero Technology Company (MMC) в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Существенная доля представленных на выставке систем БЛА относилась к мультироторным аппаратам, что неудивительно. Одним из любопытных примеров подобного рода БЛА был созданный китайской компанией MicroMultiCopter Aero Technology Company (MMC, город Шэнчжэнь) и представленный на выставке китайским внешнеторговым объединением China National Aero-Technology Import & Export Corporation (CATIC) беспилотный гексакоптер HyDrone 1800, использующий для питания электродвигателей водородные топливные элементы. Данное решение, используемое в настоящее время на ограниченном числе БЛА, позволяет существенно улучшить технические характеристики аппаратов. Так, БЛА HyDrone 1800 при собственной взлетной массе в 23 кг способен выполнять полеты продолжительностью до 4 часов, неся полезную нагрузку до 5 кг.




22

Комплекс обнаружения и перехвата БЛА Aaronia Drone Detector в экспозиции выставки IDEX-2017. Абу-Даби (ОАЭ), февраль 2017 года (с) Денис Федутинов


Помимо собственно беспилотных систем, были на IDEX-2017 представлены и системы обнаружения БЛА и борьбы с ними. Необходимость постановки данной задачи определяет активное развитие БЛА, прежде всего коммерчески доступных систем мультикомтерной схемы. Так, к примеру, германская компания Aaronia AG представила комплекс Aaronia Drone Detector, позволяющий обнаруживать как сам беспилотный летательный аппарат, так и его оператора, а также осуществлять перехват БЛА.
Tags: Интересное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments