dambiev (dambiev) wrote,
dambiev
dambiev

"Классный" принцип формирования индийской армии – британские корни

Оригинал взят у antinormanist в "Классный" принцип формирования индийской армии – британские корни
Статьёй на варспоте про раджпутов, мартахов и джатов закончил своеобразный цикл о "классных" полках современной индийской армии. У себя расскажу об истории данного вопроса и современном положении.

На сегодняшний день 70 % пехотных частей индийской армии формируется на "классной" основе (класс-юнит), то есть в них набираются представители определённых религиозных, этнических или кастовых групп Индостана. Именно такая группа обозначается в словаре индийских военных как "класс". При этом армейское понятие "класс" может включать в себя ряд различных этнолингвистических групп (народностей), например "горкхи", включающие гурунгов, магаров, рай, лимбу, сунваров, тамангов, тхакуров и четри.

Некоторые из пехотных полков, как Сикхская лёгкая пехота, Гархвальские стрелки, Кумаонский полк или все горкхские части являются "одноклассными" (сингл-класс). Больше полков носят характер "фиксировано-классных" (фиксед-класс), когда в них набираются представители определённых групп в чёткой пропорции. Так в каждом батальоне Пенджабского полка имеется 2 роты сикхов и 2 роты догров, в каждом батальоне Бихарского полка 2 роты набираются из бихари, а 2 роты – из адиваси (горных и лесных племён) Бихара, Джарканда, Чаттисгарха и Ориссы.

"Классный" принцип формирования армии восходит к временам Британского Раджа. После подавления Индийского национального восстания (он же - Мятеж) 1857 года, британцы пришли к выводу, что одной из причин восстания было то, что при формировании частей армии Ост-Индской компании вместе смешивались разные этнические и религиозные группы. В результате индуисты, мусульмане и сикхи теряли "в изрядной мере свои расовые предрассудки и начинали вдохновляться одним общим чувством".
Выход нашли, в том числе, и в переходе к формированию частей на "классной" основе. Во многом для того, чтобы, как прямо сказал министр по делам Индии Чарльз Вуд в 1862-м, "сикх мог стрелять в индуса или гуркха и наоборот без всякого стеснения".

В 1864 году начался перевод индийских частей на "классный" принцип формирования, точнее тогда его именовали "расовым". Попутно была создана и псевдонаучная теория "воинских рас", согласно которой жителям Индии в массе воинственность не свойственна, и лишь некоторым группам населения самой природой предопределено быть воинами. Окончательно теория была сформулирована генерал-лейтенантом Фридриком Робертсом, барон Кандагарский, командовавшим Индийской армией в 1885–1893 годах. Всего в список "воинских рас" было включено 27 народностей Индостана.

Надо отметить, что уже тогда данную теорию оспаривали ряд видных британских военных. Так, на парламентских слушаниях в 1879 году предшественник Робертса Фридрик Хейнс заявил, что "мадрасский сипай, при соответствующем обучении и дисциплинированности, ни в чём не уступает представителям воинских рас". Противником теории был и великий философ Джон Стюарт Милль, но эту битву, как и прочие свои индийские битвы, он проиграл.

К 1892 году переход на "классовый" принцип формирования индийских частей был завершён. Часто встречающееся мнение, что принадлежность к "воинским расам" определялось лояльностью колонизаторам во время Мятежа 1857 года, не совсем верно. В список попали как сохранившие лояльность раджпуты и сикхи, так и бывшие одной из главных сил мятежников маратхи. Зато "воинскими расами" не стали неприкасаемые махары и чамары, верой и правдой служившие британцам.

С тех пор состав британской Индийской армии оставался неизменной – пенджабские мусульмане, сикхи, пуштуны, гуркхи, раджпуты, догры, гархвалы, кумаоны, джаты и маратхи, и совсем чуть-чуть "прочих". Пропорции могли меняться – так в 20-е годы, по мере роста национально-освободительного движения и активного участия в нём сикхов, в Пенджабе стали предпочитать сикхам местных мусульман.
В 30-е годы Пенджаб с 6,5 % населения Индии давал 54 % численного состава армии.

Деятели Индийского национального конгресса активно выступали против такого формирования армии, главным спикером Конгресса по данному вопросу стал в 30-е годы политолог Нирад Чаудхури. Он считал главной заслугой современной армии формирование "чувства национального единства и патриотизма". И "классный" принцип комплектования индийской армии этому противоречил, он препятствует развитию широкой национальной идентичности, выходящей за рамки касты, религии или региона, фактически консервирует "мелкие племенные, кастовые и религиозные лояльности".

В годы Второй Мировой войны британцы столкнулись с исчерпанием ресурсов вербовки новобранцев из "воинских рас" – к концу войны в армии служило 30 % мужчин в возрасте от 18 до 30 лет среди догров, 30 % пенджабских мусульман, 36 % гархвалов, 45 % джатов и по 49 % пуштунов и кумаонов. Военный секретарь индийского вице-короля генерал-майор Г.Н.Молсворт подсчитал, что на основе текущей системы (даже с гуркхами) максимум можно было набрать 850 тысяч человек. А требовалось 2 миллиона.

Так что британцы вынуждены были пойти на создание новых пехотных полков (махарского, чамарского, ассамского, бихарского и других) и расширение вербовки за пределами традиционных территорий.

Весной 1941 года главком Индийской армии генерал-лейтенант Клод Окинлек запретил использование терминов "воинские расы" и "воинские классы", провозгласив, что "нет никакой дискриминации в настоящее время в отношении определённых классов, и не будет в дальнейшем".
Теория "воинских рас" была официально отменена, но практика отличалась.
Tags: Индия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment