
Небезхыетересный репортаж Григория Беденко опубликован на сайте интернет-портала Informburo.kz.

В конце мае в Астане пройдёт военная выставке KADEX-2018, где будут продемонстрированы новые образцы боевой техники из ближнего и дальнего зарубежья. Предполагается, что в числе авиационных экспонатов будет представлена новейшая разработка концерна Airbus Helicopters – многоцелевой вертолёт среднего класса H 145M. Заинтересует ли эта машина наши силовые структуры, и возможна ли в Казахстане его лицензионная сборка, рассказывает в эксклюзивном фоторепортаже Informburo.kz.

ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" относится к "политическим проектам" и на сегодняшний день – одно из самых заметных казахстанских предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ. СП создано в апреле 2011 года по инициативе президента РК Нурсултана Назарбаева и экс-президента Франции Николя Саркози. Согласно контракту лицензионная сборка вертолетов в Республике Казахстан осуществляется на паритетной основе: 50% долевого участия у АО "НК "Казахстан инжиниринг" и 50% у франко-германской корпорации "Airbus Helicopters". Открытие завода состоялось 29 июня 2012 года.


В настоящее время CП занимается сборкой, продажей и техническим обслуживанием вертолётов Н145 (EC 145), H125 (AS-350B3), H130. Также организовано обучение технического персонала (механики и авионики) и пилотов из государств СНГ и Центральной Азии, на русском и английском языках.

– С тех времён мы довольно продуктивно работаем: уже зарубежные пилоты были обучены, не только техники, – рассказывает руководитель Центра подготовки EKE Мадьяр Каражанов. – Мы являемся единственным учебным центром Airbus Helicopters на постсоветском пространстве, где обучение проводится на русском языке. Это существенно упрощает задачи для наших клиентов. Уже обучили около 60 пилотов по категории B1. Если считать в общем, с курсом повышения квалификации – уже около 100.

Авиационный учебный центр в составе СП создавался для региональных нужд Казахстана и Центральной Азии. Программа обучения предполагает теоретические и практические тренинги с использованием мультимедийных средств и авиационного тренажёра FNPT III. Также специалисты могут изучать материальную часть вертолётов на специальных макетах двигателей и других систем. Обучающая программа согласована с Комитетом гражданской авиации МИР РК и Airbus Helicopters. Как утверждают в руководстве компании, подобный подход гарантирует эффективность обучения, что в свою очередь снижает риск возникновения опасных ситуаций при эксплуатации вертолётов.

– Мы занимаемся сопровождением наших клиентов в сфере обучения, а также выполняем регламентные работы по техническому обслуживанию машин, – рассказывает далее Мадьяр Каражанов. Авиационный учебный центр был открыт в 2014 году благодаря инвестициям "Казахстан Инжиниринг" и Airbus Helicopters. Затем он был сертифицирован Комитетом гражданской авиации. Ежегодно пилоты у нас проходят КПК (курсы повышения квалификации) на тренажёре. Мы имеем сертификаты Монголии, России.

– Сколько сейчас вертолётов производства Airbus Helicopters эксплуатируется в Казахстане?
– По нашим данным в Казахстане эксплуатируются около 30 таких машин, из них 26 – это EC 145, которые мы выпустили для МЧС и Министерства обороны. Восемь – у Министерства обороны, 18 – у "Казавиаспаса". На большинстве бортов спасательной модификации можно устанавливать модули с медицинским оборудованием. Есть надежда, что мы будем собирать Н 145М. Это будет зависеть от решений Министерства обороны.

– Можно немного подробнее?
Скоро планируется проведение KADEX. Предполагается, что на выставку из Германии будет доставлен вертолёт Н 145M, и он будет участвовать в лётной программе. Это военная модификация одной из самых популярных европейских машин. Если нашим военным понравится вертолёт – будет заказ, и мы в свою очередь можем осуществлять его сборку. Также есть все возможности готовить военных лётчиков в нашем центре.
– А чем Н 145M отличается от тех вертолётов Airbus Helicopters, на которых сейчас летают наши военные?
– Это ударный вертолёт среднего тоннажа. На нём устанавливается боевой комплекс: пушки, управляемые ракеты и пусковые установки неуправляемых авиационных ракет. Также есть системы управления оружием, разведывательный комплекс и т.п. В состав экипажа входит оператор оружейного комплекса. Вместо рулевого винта установлен фенестрон. Это патентованная технология Airbus Helicopters. Вертолёт более эргономичен, меньше вибрации, меньше шума. Выглядит более эстетично. Также на этой модификации стоит другой двигатель, более мощный. В целом у этой машины улучшены все характеристики. EC 145, который мы собрали для нашего Министерства обороны, – это транспортный вертолёт для доставки десанта, эвакуации раненных с ТВД и тому подобное.

– Контракт между Францией и РК был подписан на 45 вертолётов. На сегодняшний день по Казахстану летают 26 бортов. Из них 18 вертолётов – это в "Казавиаспасе" и восемь – у Министерства обороны, вы об этом уже знаете, – сообщил Русланбек Исетов, руководитель технического отдела Eurocopter Kazakhstan Engineering. – В штате у нас на заводе работает около 40 человек. Из них 10 человек – в производственном отделе. Это механики, авионики, плюс один инженер по покраске вертолетов и менеджер по планированию работ.

– То есть сейчас вы занимаетесь фактически только обслуживанием собранных вами машин?
Основная наша деятельность – сборка и техобслуживание вертолётов EС 145, EC 130 и AS-350. С определённого момента крупных заказов на серийную сборку от наших госструктур не поступало. Те машины, которые собрали ранее, мы постоянно технически сопровождаем. Если заказчик не может своими силами провести техобслуживание, он обращается к нам, составляется контракт, и мы обслуживаем эти вертолёты. Есть небольшие заказы на сборку и обслуживание от частных компаний, в том числе из России.
– А как налажено взаимодействие с военными?
– С Министерством обороны контракт предполагает полное техническое сопровождение, то есть мы делаем также мелкий ремонт. КЧС – некоторые формы они делают сами, для тяжёлого техобслуживания отдают вертолёты нам.

– А как вообще производится сборка вертолёта?
– Первичная сборка вертолётов после получения заказов у нас производится в Германии. Затем машина сегментируется где-то на 8-9 частей и отправляется в Казахстан. У нас на заводе сборка одного вертолёта производится где-то в течение одного месяца. Сроки зависят от того, сколько специалистов задействовано. После сборки производятся тестовые полеты и передача заказчику.

– Расскажите про EC 145.
– По техническим характеристика EС 145 (Н 145) – многоцелевой вертолёт. Дальность полета 700-750 километров. Продолжительность – 3-3,5 часа при стандартной заправке 700 кг. Два пилота, на борт можно брать до десяти пассажиров. В комплектации для оказания неотложной медицинской помощи вертолёт может брать на борт до четырёх медиков и спецоборудование. Для использования при аварийно-спасательных работах на вертолёт устанавливается электрическая лебедка грузоподъемностью 272 килограмма. Вертолёт может использоваться и для пожаротушения, там устанавливается специальный бак ёмкостью до 900 литров.

Очень важную роль играет вес вертолёта: машина лёгкая и все материалы очень прочные. Пустой вертолёт весит 1800 кг. Он легче, чем некоторые автомобили. Полная взлётная масса составляет 3 850 кг. Это топливо, пассажиры, два пилота и сопутствующие грузы. EC 145 может подниматься до 5000 метров. На нём установлено современное радиоэлектронное оборудование.
– Как проводится техобслуживание?
– В основном техобслуживание производится по налёту машины и по календарю. В данный момент обслуживаем по календарю. Самое обстоятельное техобслуживание производится раз в три года: большой объём работ – от месяца до полутора. На некоторых вертолётах, которые были выпущены с 2011 по 2016 годы, мы уже провели капитальный ремонт.
– Есть агрегаты, которые имеют определенный ресурс и по налёту, и по календарю. Если подходят сроки по календарю, то мы заказываем запчасти у Airbus. Основные материалы у нас на складе есть. С расходными материалами можем варьировать: например, закупить в России. Капитальный ремонт производится либо через 3 года, либо когда налёт составляет 800 часов. Работы практически одинаковые. У тех вертолётов, которые сейчас в эксплуатации, налёт очень небольшой, в основном техобслуживание идёт по календарю.