Под катом видео уничтожения снайперами спецназа индийской армии исламских террористов из организации «Хизб уль-муджахидин», проникших на индийскую союзную территорию Джамму и Кашмир с территории Пакистана. Май 2020 года.
Как сегодня сообщил КоммерсантЪ в статье Сергея Строканя Весеннее обострение Кашмира 6 мая 2020 года индийская армия и полиция развернули в приграничной с Пакистаном союзной территории Джамму и Кашмир операцию по поимке одного из лидеров террористической организации «Хизб уль-муджахидин» Рияза Найку, за голову которого была назначена награда в 1,2 млн рупий (около $16 тыс.). Операция началась во вторник вечером после того, как силы безопасности получили информацию о нахождении Рияза Найку в районе города Пулвам.
В свою очередь, газета Times of India, ссылаясь на свои источники, сообщает, что Рияз Найку, за которым индийские силы безопасности охотились восемь лет, был обнаружен и убит в среду в деревне Бейгпора близ Пулвама вместе с двумя другими полевыми командирами «Хизб уль-муджахидин». Официального подтверждения этой информации пока не поступало. Операции индийских силовиков по ликвидации Рияза Найку — одного из самых заметных лидеров движения за «свободу Кашмира», предшествовало ожесточенное столкновение спецподразделения индийской армии с боевиками, в ходе которого в минувшее воскресенье в районе Пулвама были убиты пятеро военнослужащих, включая двух старших офицеров.
Инцидент в Пулваме произошел в ходе операции по освобождению заложников, которых удерживали забаррикадировавшиеся в одном из домов боевики. «Террористы открыли огонь по военнослужащим. В завязавшейся перестрелке, продолжавшейся несколько часов, погибли полковник, майор и трое солдат. Были ликвидированы два террориста, их личность устанавливается. Заложники освобождены»,— заявил представитель полиции. В феврале прошлого года именно атака в Пулваме, в ходе которой погибли более 40 индийских военнослужащих, едва не привела к новому конфликту Индии и Пакистана.
В ответ на самый крупный теракт последних лет истребителей ВВС Индии «Мираж 2000» тогда пересекли линию контроля в разделенном между Индией и Пакистаном Кашмире и уничтожили лагерь террористической группировки «Джаиш-е-Мухаммад». Это был первый подобный рейд после индо-пакистанской войны 1971 года. Новое боестолкновение в Пулваме стало самым крупным инцидентом в регионе после того, как в августе прошлого года президент Индии Рам Натх Ковинд отменил 370-ю статью конституции, которая закрепляла особый статус населенного преимущественно мусульманами штата Джамму и Кашмир, приравняв его к другим регионам страны. Объясняя это решение, вызвавшее возмущение Исламабада и его призыв созвать экстренное заседание ООН, индийская сторона настаивала, что прежний статус Кашмира не позволял эффективно развивать регион и бороться с сепаратистскими группировками.
Напомним, особый статус Кашмира, остававшийся неизменным на протяжении десятилетий вплоть до августа прошлого года, стал результатом договоренностей, достигнутых вскоре после обретения Индией независимости в августе 1947 года. Тогдашний правитель княжества Джамму и Кашмир махараджа Хари Сингх подписал соглашение о вхождении территории в состав Индии, при этом выторговав у индийского руководства ряд особых прав для своего княжества. Впрочем, уже тогда стороны договорились, что особый статус Джамму и Кашира будет иметь «временный характер», не уточнив, сколь долго он будет существовать. Между тем ситуация в индийском Кашмире свидетельствует о том, что после зимнего затишья, когда вести боестолкновения не позволяли обильные снегопады и суровые погодные условия, конфликт Дели и Исламабада вновь «разморожен». Начиная с марта перестрелки на линии разделения сторон с применением крупнокалиберных минометов и артиллерии происходят практически ежедневно и сопровождаются дипломатическими демаршами с обеих сторон.
В минувшую субботу МИД Пакистана заявил о том, что в нынешнем году индийская сторона нарушила действующий с 2003 года вдоль линии разграничения сторон режим прекращения огня 940 раз. В свою очередь, Дели предъявляет Исламабаду еще более внушительный список нарушений. По заявлению индийских официальных лиц, только за одну неделю марта Пакистан нарушил режим прекращения огня более 800 раз. Примечательно, что пандемия коронавируса не только не привела к ослаблению противостояния Дели и Исламабада, но и внесла в него новые изощренные формы.
Так, в апреле руководство индийской армии обвинило пакистанские спецслужбы в хакерской атаке на индийских военнослужащих путем взлома их телефонов и распространения фейкового мобильного приложения, аналогичного приложению AarogyaSetu. Приложение AarogyaSetu было создано индийским правительством для использования госслужащими, чтобы облегчить работу по проверке распространения COVID-19. В связи с атакой пакистанских спецслужб армейское руководство призвало индийских военнослужащих загружать приложение AarogyaSetu только с сайта правительства Индии. А главнокомандующий индийской армии Манодж Мукунд Нараване заявил, что «в то время как Индия занята борьбой с коронавирусом как внутри страны, так и на глобальном уровне, Пакистан занят экспортом терроризма в Индию и другие страны».
На этом фоне новым дестабилизирующим фактором решение Верховного суда Пакистана провести выборы в ассамблею Гилгит-Балтистана — территории Кашмира, оккупируемой Пакистаном. Тем самым Исламабад вновь дал понять, что пандемия коронавируса не остановит его решимость вернуть в мировую повестку «кашмирскую проблему», в последние месяцы отошедшую на второй план. В связи с решением Верховного суда Пакистана МИД Индии в понедельник выступил с заявлением о том, что «все союзные территории Джамму и Кашмир и Ладакх, включая районы Гилгита и Балтистана, являются неотъемлемой частью Индии в силу ее полностью законного и бесповоротного присоединения». «Индия полностью отвергает подобные действия. Вместо этого Пакистан должен немедленно освободить все районы, находящиеся под его незаконной оккупацией»,— отметили в индийском дипломатическом ведомстве.