dambiev (dambiev) wrote,
dambiev
dambiev

Categories:

"Слоновья прогулка" китайских копий российского/советского палубного истребителя Су-33



   Летные испытания опытного китайского палубного самолета J-15 (歼-11) начались 31 августа 2009 г. Ранее СМИ сообщали, что Пекин с конца 1990-х гг. вел переговоры с Россией о закупке палубных истребителей Су-33 (Су-27К). Первоначально речь велась о приобретении двух машин для оценки летно-технических характеристик авиационного комплекса, а также (что подразумевалось, но не озвучивалось) для его копирования. РФ подобный вариант, по-видимому, не устроил. В дальнейшем КНР предложила России вариант с закупкой партии из 12-14 палубных истребителей. Однако и это предложение российской стороной также было сочтено неприемлемым.

    Последнее предложение, исходившее, на этот раз, уже от РФ, предусматривало поставку Китаю первой партии из 12-14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации, которые использовались бы ВМС НОАК как учебная эскадрилья, и (несколько позже) 36 усовершенствованных самолетов этого типа (вероятно, часть из них - Су-27КУБ). На этот раз оно не устроило китайцев...
Приостановка переговоров, якобы, произошла после получения российской стороной информации о несанкционированном копировании Китаем самолета Су-27 (программа J-11B). В этой связи следует напомнить, что на 13-м заседании межправительственной Российско-Китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, прошедшем в декабре 2008 г. в Пекине с участием тогдашнего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и генерального конструктора АВПК "Сухой" Михаила Погосяна, китайская сторона официально согласилась прекратить практику несанкционированного заимствования российской интеллектуальной собственности в военно-технической области.

Параллельно с затянувшимися попытками приобрести палубные самолеты у России, Китай начал работы и по воспроизведению истребителя Су-27К собственными силами, опираясь на опыт, полученный в ходе работ по теме J-11В. В рамках этих работ на Украине еще в 2001 г. (по другим данным - в 2005 г.) был приобретен один из прототипов Су-27К - опытный самолет ТЮК-03, ранее находившийся в испытательном и учебном центре "Нитка" (г. Саки, Крым). По неофициальным сообщениям, столь длительное "воспроизведение" Китаем российского ЛА, имеющего большое конструкционное сходство с серийно выпускаемыми в КНР самолетами типа J-11 (Су-27), объясняется проблемами, связанными с освоением механизма складывающегося крыла палубных истребителей.

Сообщается, что прототип китайского палубного истребителя был собран на фирме SAC в 2008 г., а его первый полет состоялся 31 августа 2009 г. При этом опытная машина была оснащена российскими двигателями АЛ-31Ф (2x12500 кгс). Ее первый взлет с трамплина на наземном стенде CFTE был выполнен 6 мая 2010 г. Второй самолет серии был оснащен китайским ТРДДФ WS-10А, а на третьем (который, как полагают, строился для испытаний на борту авианосца) вновь установлены российские двигатели АЛ-31Ф.

Под руководством генерального конструктора Сан Конга разработан и построен двухместный учебно-боевой палубный самолет, который, как предполагается, имеет индекс J-15S. Его первый полет состоялся 4 ноября 2012 г.



Tags: ВМС НОАК, Китай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments