dambiev (dambiev) wrote,
dambiev
dambiev

Categories:

Катера проекта FC-19 Береговой охраны ПС КНБ Казахстана. Часть 1


Интересная статья "Каспийские болиды" военного обозревателя казахстанского интернет-ресурса Voxpopuli.kz Григория Беденко о быстроходных катерах проекта FC-19, которые эксплуатируются Региональным управлением Береговой охраны Пограничной службы КНБ Казахстана. Всего АО Уральский завод "Зенит" построил четыре катера этого проекта.

Быстроходный пограничный катер «Караганды» проекта 0210 «Айбар». Командир — старший лейтенант Жанибек Телев.

Вообще, я очень люблю приезжать на Каспий к нашим морским пограничникам. Это прекрасные, мужественные люди, которые несут службу в крайне тяжелых, зачастую опасных условиях. Темой казахстанской береговой охраны занимаюсь с 2007 года. Уже можно сравнивать и делать выводы.

Берик Жантлеуов, командир пограничного катера «Нурлы Жол»:

VOX: Берик, что представляют собой FС-19?

— Это новые быстроходные катера, которые нам поставляет завод «Зенит». Раньше мы не могли догнать нарушителей по воде. Только с помощью вертолета. Этот катер может на Каспии догнать любое судно. Здесь два двигателя MAN по 1450 лошадиных сил каждый, водомет Rolls Royce. Катер развивает скорость до 54 узлов. Очень большое расстояние он может пройти за короткий промежуток времени. 12 морских миль от казахстанского берега до российских территориальных вод он пройдет за 15 минут. С приготовлениями — около получаса. Есть такие нарушители, которые не останавливаются при голосовых командах, даже при открытии огня в воздух. Единственный способ — стрелять по двигателям. Но так можно просто убить нарушителей на месте. А скоростные катера позволяют этого избежать.

VOX: Какова ситуация на море?

— Сейчас нарушителей стало меньше. Редко кого-нибудь найдешь. Наши биоресурсы с появлением этих катеров мы cтали охранять более надежно. Раньше мы выбирали больше сетей, и задержаний было больше. А сейчас они знают, что если придут на нашу территорию и будут у нас работать — мы их по-любому задержим.

VOX: Каков характер нарушений?

— Ловят на снасти — самодельные крючья, сети. Все зависит от того, что вы хотите поймать. Если рыба размером с человека, то ячейка сети будет около 20 сантиметров, если меньше — 10, 12, 15 сантиметров. Это зависит от района моря. Браконьеры из Дагестана, Азербайджана, Астрахани. Ну и наших хватает. Туркменистан. Больше всего из Дагестана. Они целыми аулами ловят рыбу.

VOX: Как производится патрулирование?

— Нам дают отдельный район. Мы там медленно ходим, смотрим. Обычно ставят пенопластовые балберы или баклажки — литровые пустые пластиковые бутылки. Их ставят в качестве поплавков. Найдя эту баклажку или балберу, мы уже знаем, что там сеть. Передаем по связи и начинаем выборку. Когда нет спецопераций, заступаем на боевую службу по графику. В месяц я должен 15 суток находиться в море с перерывом 3–4 дня. Автономность у нас 5 суток, если большой корабль — то больше.

Во время СОПМ Берик дома практически не бывает. За месяц всего 2–3 раза. Поэтому семью отправил к родителям, в Южный Казахстан. У пограничника жена и маленькая дочь, в феврале ждут второго ребенка.

Четыре года подряд старшина первой статьи Берик Жантлеуов был лучшим командиром катера в нашей береговой охране. За это он был представлен к государственной награде. Орден «Айбын» 3-й степени пограничнику вручал лично президент Республики Казахстан.

На борту пограничного корабля. Справа Талгат Туребаев — капитан первого ранга, заместитель начальника штаба Регионального управления береговой охраны.

Кадыржан Муканов, начальник Регионального управления береговой охраны:

VOX: Кадыржан Уракович, как проходит перевооружение Вашей службы?

— Региональное управление береговой охраны является структурным подразделением Пограничной службы КНБ и выполняет задачи по охране границы на западных рубежах нашей страны. Особенность в том, что протяженность границы — порядка 2 тысяч километров, и львиную долю составляет морское направление. То есть по Каспийскому морю мы охраняем границу на протяжении 1 500 километров. Исходя из этого, определяем состав сил и средств. Хочу сказать, что оснащение береговой охраны продолжается. По программе переоснащения и перевооружения в этом году поступило много техники. Это, в частности, радиолокационные станции для контроля морской обстановки. Идет перевооружение корабельного состава. Все наши корабли отечественного производства. Они строятся на заводе «Зенит» в городе Уральске. В этом году поступили две единицы. Это корабль проекта «Айбар», нового поколения. Он пришел на замену устаревших кораблей проекта «Беркут». В этом году мы ввели в боевой состав корабль под названием «Караганды». Подъем флага осуществлялся на нем председателем КНБ. Корабль сейчас выполняет задачи по охране границы. Этот корабль очень быстроходный. Оснащен современным вооружением. Немаловажный фактор — обитаемость для личного состава очень хорошая.

Кроме того, мы имеем уже 4 единицы быстроходных катеров проекта FC-19. Поступивший в этом году катер носит название «Нурлы Жол».

Мы проводим совместные оперативно-профилактические мероприятия по защите биологических ресурсов Каспийского моря. Первый этап проводили весной, в апреле. Это было связано к периодом нереста рыб осетровых пород. Первый этап показал хорошие результаты. Мы провели в море выборку сетей протяженностью более 300 километров. Представляете, да?! Нанесен ущерб браконьерам на 30 миллионов тенге. Предотвратили незаконный промысел порядка 130 тонн рыбы. Это результат нашей работы. Недавно завершили второй этап, в течение октября. Все силы и средства корабельного состава были направлены в море.

VOX: Пограничная служба на море очень сильно отличается от ее сухопутных вариантов. Как и где Вы готовите кадры?

— Конечно, оснащение вооружением и техникой — это очень важно. Однако нормальная эксплуатация этой техники невозможна без подготовки личного состава. Основные усилия сейчас направляем на подготовку молодых офицеров. Подготовку офицеров осуществляем в Российской Федерации, а среднетехнические специальности и начальную военно-морскую подготовку — в морском учебном центре. Сами готовим. Те же молодые ребята, призванные из разных регионов нашей республики, становятся моряками. Один из примеров — старшина первой статьи Берик Жантлеуов. Закончил Актауский военно-морской институт в свое время. Был направлен для прохождения службы в береговую охрану. Проходил службу на различных кораблях. И в 2004 году, после года службы, мы ему доверили один из быстроходных катеров «Найза». В последующем показал себя с положительной стороны — высокая профессиональная подготовка. В нем очень развиты командирские качества. Это забота о личном составе, бережное отношение к своей технике. Когда есть рядом семья, любимая работа, человеку и служится хорошо. Поэтому в этом году мы доверили ему новый катер, который был выпущен на заводе «Зенит», — «Нурлы Жол».

За добросовестное отношение к своим служебным обязанностям старшина первой статьи Б. Жантлеуов был награжден орденом «Айбын» 3-й степени. Получал орден из рук лично главы государства.

Мы подводили итоги. За период конкретный службы было очень много задержаний нарушителей государственной границы с его участием. Один из примеров: в позапрошлом году, в период проведения операции с его участием, был задержан нарушитель государственной границы, который незаконно пересек границу на морском направлении. Это гражданин РФ. Было доказано, что он занимался незаконным выловом рыбы осетровых пород.

VOX: Сколько кораблей насчитывает группировка, и какие планы на перспективу?

— Во-первых, в составе Регионального управления береговой охраны 34 единицы кораблей и катеров. Все они отечественного производства. Корабли подразделяются на проекты. Проект 300 — большие корабли. Проект называется «Барс», водоизмещение 250 тонн. Таких кораблей у нас 4 единицы. Проект «Беркут», суда водоизмещением в 42 тонны. Это были самые первые корабли, которые строились на уральском заводе. Сейчас они уже считаются морально устаревшими, отслужили свой срок, и на замену им приходят корабли нового поколения типа «Айбар». Они оснащены новым вооружением, кроме того, вооружение дистанционно управляется. Еще один тип — это быстроходные катера проекта FC-19. Они развивают скорость до 50 узлов. Это гроза для всех браконьеров. В перспективе мы планируем старые корабли — их 7 единиц — поэтапно менять. Все сразу не сделаешь, но у нас есть программа перевооружения до 2025 года.

VOX: Как реагируют браконьеры на столь серьезные перемены?

— Нарушители тоже придумывают новую тактику. Сейчас браконьеры практически перестали выходить в дневное время. Выходят те, кто имеют разрешение на выход в море и право заниматься выловом рыбы. Естественно, есть всякие ухищрения

Война войной, как говорится… Ермурат Бакиев, кок пограничного корабля «Караганды».

Наша съемочная группа посетила корабль во время его короткого захода на базу для дозаправки. Поэтому у экипажа было немного времени, чтобы передохнуть.

Самое интересное — то, как устроены эти боевые суда изнутри. Здесь все очень компактно и функционально. Даже есть некий намек на уют.

На камбузе есть небольшой погреб, где хранятся продукты питания.

Автономность катеров проекта 0210 «Айбар» — 7 суток.

Обычные занятия рядовых членов экипажа во время стоянки.

«Нурлы Жол», пришвартованный к своему старшему брату.

Еще один весьма любопытный баутинский артефакт, постепенно трансформирующийся в монумент. На мели догнивают азербайджанские ПТС (промыслово-транспортные суда), задержанные береговой охраной за браконьерство в казахстанских территориальных водах.

Старые катера проекта 0200 — «Беркут» и FC-19 — на ремонте.

Утро на кораблях начинается с поднятия военно-морского флага.

Руководящие офицеры «Караганды». Командир боевой части лейтенант Ж.Карлаков и командир корабля старший лейтенант Ж.Телев.

Выглядит все это несколько камерно, но вполне соответствует всем канонам морской службы.

Экипаж пограничного катера проекта 0210 «Айбар» — 16 человек. В построении участвуют 10. Остальные находятся на служебных местах.


Корабельный кот Иваныч.

Иваныч очень любит ходить в море на патрулирование. Однажды с ним приключилась весьма примечательная история. «Караганды» зашел в порт Актау. Каким-то образом кот потерялся, отстав от корабля. В Актау проживает крупная популяция домашних кошек, Иваныч мог бы там достаточно безбедно существовать. Однако, зов родных мест оказался сильнее, и кот двинул в Баутино своим ходом. А ведь это 150 километров. Что испытал бедный зверь во время путешествия по мангышлакской пустыне, изобилующей ползающими, бегающими и летающими хищниками, можно только догадываться. Да и вся потенциальная кошачья еда, судя по всему, мгновенно пряталась в норы. Иваныч пришел на базу через месяц, сильно исхудавший.

Откармливали котейку экипажи всех стоящих в порту кораблей. И теперь Иваныч — это своеобразный талисман базы, приносящий удачу. Моряки относятся к нему с большим уважением.

Техобслуживание FC-19 производят на месте. Недавно в Баутино построили судоремонтный завод.

Заправка кораблей дизельным топливом.

Заправка питьевой водой. Кстати, отходы с кораблей в море не сбрасываются, они остаются в герметичных баках до захода на базу.

Ремонтируется самая чувствительная часть киля.

Именно на это место приходится основное гидродинамическое сопротивление во время разгона катера до 50 узлов.

Старые катера проекта 0200 «Беркут» строились в 90-е годы.

По соседству с пограничной базой — cуда строительной компании ENKA.

Люк в машинное отделение «Караганды».

Своими скоростными качествами катер «Нурлы Жол» обязан двум водометным двигателям Rolls Royce.

На борту «Нурлы Жол» выходим из Баутинской бухты.

Tags: Пограничная служба КНБ РК
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments