
Далай-лама и генерал-майор Убан инспектируют части СПС, 1972 год
Вторая часть статьи коллеги
Северо-Восток
Обитателей Северо-Востока Британской Индии колонизаторы никогда не относили к числу «воинских рас».
Впервые вопросом привлечения на службу ассамских горцев британцы озаботились в 1941 году, в свете угрозы японского вторжения в Индию. Тогда и началось формирование Ассамского полка, впервые вступившего в бой у Кохимы весной 1944 года. В дальнейшем полк принимал участие в Бирманской компании.
В независимой Индии полк активно участвовал в антипартизанских кампаниях и войне 1971 года.
Ныне Ассамский полк насчитывает 17 батальонов, в которых служат представители всех этнических групп семи штатов Северо-Востока, а также сиккимцы и живущие в Индии гуркхи.
Отдельный пехотный полк есть у «индийской Чечни», штата Нагаленд.
Формирование нагского полка в составе индийской армии было одним из условий подписанного в 1963 году мирного соглашения с мятежниками Нагаленда.
Полк был создан в 1970 году и ныне насчитывает 3 батальона. Причём власти Нагаленда хотят больше батальонов и сильно недовольны, что армейское командование не идёт навстречу их пожеланиям. Армейское командование оправдывается тем, что горцы-нага, конечно, горят желанием служить, но массово не проходят элементарных экзаменов на чтение и письмо.
Нагский полк активно участвовал в войне 1971 года и в Каргильской войне.
В 2010 году из состава Ассамского полка были выделены 2 батальона, комплектовавшихся жителями пограничного с Тибетом Аруначал-Прадеша. Они составили полк Аруначальских скаутов.
Самым молодым полком индийской армии являются Сиккимские скауты. Этот полк создан в 2013 году и был представлен публике в 2015 году. Состоит он из единственного батальона, «оптимизированного» под боевые действия в высокогорье.
Тибетцы на индийской службе
Индии служат не только местные горцы. Одной из самых необычных и засекреченных силовых структур страны являются Специальные пограничные силы (СПС), известные также под наименованиями «почтовый ящик 22» и «полк Викас».
Идея создания частей из числа тибетских беженцев возникла у индийского руководства после войны 1962 года с Китаем.
В начале 1963 года 5 тысяч тибетцев были приняты на индийскую службу. Преимущественно это были военнослужащие бывшей тибетской армии и тибетские партизаны, сражавшиеся с Народно-освободительной армией Китая. Двумя заместителями индийского командира формирования генерал-майора Саджая Сингха Убана стали высокопоставленные тибетские военные, сопровождавшие далай-ламу при его бегстве в Индию в 1959-м. Его Святейшество лично благословил создание СПС.
Подразделение напрямую подчинено Отделу информации и анализа, индийской службе внешней разведки. Тибетцев готовят, прежде всего, к длительным автономным действиям на вражеской территории малыми группами, к проведению диверсий, сбору информации.
Несколько десятилетий основной функцией СПС являлось проведение глубоких рейдов на тибетскую территорию. Трансграничные операции были официально свернуты по распоряжению премьер-министра Индии в 1998 году, после истории с 4-часовой перестрелкой бойцов СПС и НОАК в Ладаке.
Первой операцией СПС, о которой есть информация в свободном доступе, стала установка в 1965-м на вершине Нандадеви (высочайшая вершина Индии из числа гор, целиком расположенных на её территории) американской системы слежения за деятельностью китайского ядерного полигона.
При этом капитан Кохли и его подчинённые-тибетцы получили индийские военные награды за данную операцию как… экипаж катера ВМФ Индии, отличившийся в войне 1965-го с Пакистаном.
Собственно, благодаря этой операции об СПС и узнала индийская публика, когда в 1978-м разразилась шумиха о возможном радиоактивном заражении района Нандадеви. Премьер-министру Десаи с трибуны парламента пришлось опровергать эти слухи, попутно признав сам факт существования СПС.
Служащие СПС также участвовали в войне 1971 года, Сиаченском конфликте, Каргильской войне, привлекались к контрпартизанским операциям.
Ныне СПС насчитывает около 4 тысяч человек, имеет в своём составе вертолётные, мотопехотные и парашютные подразделения, оставаясь, по сути, «тибетской армией в изгнании».