10 сентября 2016 года в Монголии отметили скорбную дату – День памяти жертв политических репрессий, больше всего от которых пострадало буддийское духовенство.
В день памяти жертв политических репрессий в Улан-Баторе президент Монголии Ц. Элбэгдорж, председатель и депутаты Высшего государственного хурала, члены кабинета министров, Госкомиссии по организации реабилитации жертв политических репрессий, представители других государственных структур и общественных организаций, члены семей репрессированных возложили цветы к памятнику жертвам репрессий на главной площади города.На мемориальном кладбище репрессированных у подножья горы Сонгино-Хайрхан были возложены цветы, зажжена тысяча масляных лампад (зул).
Пресс-центр парламента Монголии сообщил, что по состоянию на июль 2015 года реабилитированы 31,1 тыс. человек. В 1998 году утверждён закон о реабилитации и денежной компенсации репрессированным. Согласно закону, детям и родственникам 18036 политических репрессированных выданы единовременные денежные компенсации на сумму 16,2 млрд. тугриков. Сейчас срок действия закона о реабилитации заканчивается. Поэтому выдвинут проект о продлении срока действия данного закона. В настоящее время рассматриваются дела 3000 человек на реабилитацию.
Кроме того, этот памятный день широко отмечался в каждом аймаке страны. В монастырях прошли хуралы, где читали надлежащие молитвы. Среди школьников проведены соревнования по написанию эссе на тему памяти о репрессиях. Родственники репрессированных поделились воспоминаниями о тех событиях.
Например, Д. Дашдаваа сообщает: "Репрессии начались еще в июле 1921 года с того, что арестовали 88 человек, в том числе Лувсанцэвэна – одного из начальников монгольских солдат барона Унгерна, а также начальника гвардии Богдо-гэгэна VIII – Саж-ламу Жамъянданзана, который с 48 тибетцами в составе войск Унгерна участвовал в освобождении страны от китайских оккупантов. Их расстреляли в 1922 году по приказу, подписанному Д. Сухэ-Батором.
В дальнейшем, продолжает Дашдаваа, репрессии набирали все больше силы и в 1930-х годах были репрессированы 20% мужского населения, из них 15% расстреляны. Одна семья из четырех – пяти была полностью разорена конфискацией имущества. Из арестованных и расстрелянных каждый второй был ламой. Из пяти арестованных лам четырех расстреливали.
Как отмечает Дашдаваа, лам и позднее продолжали считать "классовыми врагами", "контрреволюционерами". Монгольская Народно-революционная партия (МНРП) приняла специальное постановление о запрете реабилитации лам. Поэтому ни один лама не был реабилитирован до 1990 года (когда произошла демократическая революция). Только после 1990 года начался процесс их реабилитации.