
Блестяще действовала национальная часть – Бурят-Монгольский Кавдивизион (200 чел). Великолепные наездники, буряты мастерски маневрировали на поле боя и воевали с удивительной храбростью. Маневрами они лишали противника вести прицельный скоординированный огонь, а затем, войдя в ближний бой, истребляли его.

Вдоль железной дороги в плотных боевых порядках пробивался целый полк китайцев численностью более двух тысяч штыков. С нашей стороны на его пути стоял заслон — бурят-монгольский кавдивизион. Этот дивизион, имея перед собой в 8 — 10 раз превосходящие силы, был вынужден, маневрируя, отходить на восток навстречу нашим частям, подходившим из Чжалайнора и развертывавшимся в боевой порядок. Удачным маневром дивизион вышел во фланг прорывавшимся китайцам, немедленно развернулся в боевой порядок и пошел в атаку в конном строю.

В это время мы, командиры армейского командного пункта во главе с В. К. Блюхером, опередив наступающие от Чжалайнора войска, подъехали к району атаки. Мы могли лично наблюдать, как бойцы и командиры бурят-монгольского кавдивизиона, умело владея шашками, врубались в боевые порядки противника, наводя на него ужас и панику. С юго-востока от Чжалайнора к ст. Маньчжурия подходила 5-я Кубанская бригада, тесня противника к городу.

Под прикрытием пулеметного взвода, которым командовал Балдынов, дивизион пошел в атаку. Но в этот момент китайцы нанесли удар во фланг, грозя отсечь пулеметы от наступавших кавалеристов. Не растерявшись, Балдынов скомандовал: «По коням!».

Лихая атака «конных пулеметчиков» вызвала замешательство врага, не ожидавшего такой дер*зости. За мужество и находчивость в боях на КВЖД Илья Балдынов получил орден Боевого Красного Знамени — высшую воинскую награду СССР тех лет. Буркавдивизион был позже преобразован в бригаду.
Маршал Советского союза Чуйков В.И. Миссия в Китае. Мемуары
Герой Советского Союза генерал-майор И.В. Балдынов
В сентябре 1930 года Балдынов отправляется на учебу в Киев, потом опять служит, потом опять учится. И так, до 1937 года, когда он оканчивает Высшую Военную Академию им. Фрунзе и направляется на должность начальника штаба полка Бурятской кавбригады.
Летом 1938 года Балдынов был взят под арест и ему предъявляют сразу три абсурдных обвинения — как члену панмонгольского контрреволюционного центра, японскому шпиону и, наконец, агенту немецкой разведки.
- Как Вы стали предателем? - спрашивали его следователи.
- Я всегда верно служил партии и народу, - отвечал Балдынов.
— В первые дни ареста следователи требовали, чтобы я подробно написал, кто входил в шпионскую группу. Когда я отказался от показаний, стали морить голодом, не давали спать, держали в холодном карцере, где можно было только стоять или сидеть на корточках, — с горечью вспоминал генерал.
Тогда он на прогулке в тюремном дворе случайно свиделся со своим бывшим командиром Константином Рокоссовским. Того тоже арестовали.
— Он шепнул мне: хочешь остаться в живых, не подписывай ни одного протокола, ни одного списка, чего бы тебе это ни стоило, — рассказывал Балдынов. За это он подвергался ежедневным пыткам. Иногда, от боли Балдынов терял сознание и падал на цементный пол. Холодной водой приводили в чувство, и издевательства продолжались. Не многие выдерживали такие испытания…
За время заключения Илья Васильевич потерял 20 кг, на допросах ему было выбито несколько зубов.
В застенках Берии Балдынов так и не подписал ни одного протокола и ни одного списка ни в чем неповинных людей. Этим он спас жизнь сотен людей. Как и многих других, следователи требовали также от Балдынова дать показания против Рокоссовского и подписать соответствующие бумаги. Многие подписывали. В 1940 году, когда Рокоссовского освободили, будущий маршал узнал, кто эти бумаги
подписывал. Балдынова в этом списке не было.
Самого Балдынова освободили летом 1940 года. В книге "Советские генералы" написано: "Балдынов стал одним из тех мужественных генералов, которые выдержали репрессии и не подписывали смертные приговоры себе и другим, своим мужеством они поддержали честь советского офицера"

Гуржап Очиров. Командир отделения разведчиков Буркавдивизиона. Впоследствии, во время Великой Отечественной войны являлся командиром партизанской бригады, действовавшей на территории окупированной Смоленской области



