dambiev (dambiev) wrote,
dambiev
dambiev

Итоги МВМС-2017 - ВМФ необходимы лучше вооруженные и более сбалансированные “мускулистые корабли"?

Оригинал взят у ak_12 в Итоги МВМС-2017 - ВМФ необходимы лучше вооруженные и более сбалансированные “мускулистые корабли"?
Если суммировать озвученные в СМИ заявления “ответственных лиц” в дни проведения Международного военно-морского салона МВМС-2017, у меня лично возникло, надеюсь не ложное, впечатление что наконец-то отечественные проектно-конструкторские бюро (ПКБ) начали получать от ВМФ достаточно внятные тактико-технические требования и, в свою очередь, предлагать ВМФ достаточно сбалансированные проекты боевых надводных кораблей.



Двигаясь от малого к большому и от простого к сложному, первым делом видимо стоит упомянуть о классе малых ракетных кораблей (МРК).

Малые ракетные корабли


Генеральный директор Зеленодольского завода имени Горького Ренат Мистахов сообщил что завод усовершенствует проект малых ракетных кораблей (МРК) типа "Буян-М", сделав их более мореходными. Обновленный вариант МРК будет иметь новую форму корпуса, а по своим возможностям приблизится к корветам.

Информация о том, что весьма странную переделку в МРК плоскодонного малого артиллерийского корабля (МАК) “река-море” типа “Буян”, в своё время спроектированного для надводных сил Каспийской флотилии, перепроектируют в корабль с приемлемой для условий того же Средиземного моря мореходностью, и надеюсь, усиленным вооружением, может только порадовать.

Если же вооружение усовершенствованного МРК Зеленодольского завода не будет существенно отличаться по своим возможностям от вооружения уже строящихся 800 тонных МРК проекта 22800 (“Каракурт”), то эту попытку зеленодольцев стоит признать всё же контрпродуктивной. В случае её успеха и закупки Минобороны РФ МРК нового проекта в составе ВМФ лишь увеличится число разных типов боевых кораблей мало отличающихся один от другого своими боевым возможностями.

Коветы

Кого впрочем может удивить одновременное строительство для ВМФ МРК двух разных проектов, если отечественные кораблестроители одновременно строят для нашего ВМФ корветы сразу трех разных проектов: 20380, 20385 и 20386?

Всё началось в своё время с отмены уже начатого строительства СКР проекта 12441 типа “Новик”, который со своим полным водоизмещением 2900 тонн, 18-ю ПКР “Оникс” и газотурбинной ГЭУ был признан “слишком крупными и дорогостоящими для корвета прибрежной зоны”.

Корветы проекта 20380 типа “Стерегущий” с проектным полным водоизмещением 2100 тонн, 8-ю ПКР “Уран” и дизельной ГЭУ, как считалось, должны были более соответствовать требованиям ВМФ к кораблям данного типа. Однако ударное вооружение и возможности ПВО кораблей проекта 20380 всё же позднее были признаны недостаточными.

Установленный на головном корвете “Стерегущий” ЗРАК “Кортик-М” был на первом серийном корвете заменён на ЗРК “Редут” с УВП на 12 ячеек, а в начале 2012-го года был заложен первый корвет проекта 20385, представляющий собой усовершенствованный корвет проекта 20380 с несколько увеличенным водоизмещением. Причиной этого послужило усиление вооружения корвета за счёт замены ПК ПКРК “Уран” на 8-ми ячеечную УВП ПКРК “Калибр-НК”, и увеличение числа ячеек ЗРК “Редут” с 12-ти до 16-ти.

Однако уже 2013-м году корветы проекта 20385 были признаны слишком дорогими:

“Главное, что нас не устраивает, - это слишком высокая цена и чрезмерное вооружение - крылатые ракеты "Калибр", работающие по морским и наземным целям. Проект 20385 не отвечает требованиям флота”

Как следствие в 2016-м году был заложен первый корвет “модульного” проекта 20386… с водоизмещением 3400 тонн и дорогой газотурбинной ГЭУ.

“Чрезмерное вооружение” на этот корабль, почти догнавший по водоизмещению СКР проект 11356, решили не ставить (разве что добавлять в виде модулей). Схемы демонстрируют две четырехконтейнерные ПУ ПКРК “Уран”.

Однако это ещё далеко не конец истории. Как отметил на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин:

“Конечно, главный акцент, который мы делаем сегодня по Военно-морскому флоту, - это "мускулистые" корабли, обладающие возможностью носить огромное количество вооружений. То есть наш условный корвет меньшего водоизмещения должен быть по мощи равен условному крейсеру, который находится на вооружении в западных ВМС”

Видимо в связи с упомянутым акцентом Крыловский государственный научный центр представил на МВМС-2017 модель корвета “Бриз” с нормальным водоизмещением 1980 тонн, дизель-газотурбинной ГЭУ, УВП на 24 ракеты “Калибр-НК”, 24 ячейками ЗРК “Редут”… и похоже без вертолётного ангара.

Стало так же известно, что Северное ПКБ разрабатывает “тяжелый” корвет проекта 23800, который “станет промежуточным звеном между корветом и фрегатом”, видимо выступив альтернативой проекту Крыловского государственного научного центра.

Перспективный фрегат

В отличие от интригующего постоянного изменения концептуальных взглядов на отечественные корабли ближней морской зоны типа корвет концепция отечественного перспективного фрегата со временем претерпевала менее драматичные изменения.

Головной перспективный фрегат проекта 22350 “Адмирал флота Советского Союза Горшков” ещё не вступил в строй а его недостатки уже известны – относительно малая ёмкость УВП для ЗУР (32 ячейки) и ударного вооружения - 16 ракет комплекса “Калибр-НК” (напомню что специалисты Крыловского государственного центра планируют вооружить свой перспективный корвет “Бриз” 24-мя ракетами комплекса “Калибр-НК”), недостаточная скорость экономического хода – 14 узлов.

Поэтому заявлено что число пусковых установок для ракет и водоизмещение перспективного фрегата проекта 22350М увеличатся. Не ясно лишь одно, возрастёт ли водоизмещение примерно на тысячу тонн, или вырастет до 8 тысяч тонн, как пишут СМИ в последнее время. Во втором случае корабль уже нельзя будет считать модификацией фрегата проекта 22350. Это будет совершенно новый проект, пусть и унаследовавший от фрегата проекта 22350 ряд архитектурных особенностей и внутреннего оборудования. При увеличении полного водоизмещения до 8 тысяч тонн можно ожидать увеличения числа пусковых установок для ракет в сравнении с “Горшковым” примерно вдвое и появления ангара для второго вертолёта. Даже если такой корабль в отечественном ВМФ будет классифицироваться как фрегат, за рубежом его скорее всего станут квалифицировать как эсминец.

“Лидер”

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что эскизный проект эсминца нового поколения “Лидер” прошёл согласование в Министерстве обороны РФ. Было ещё раз уточнено что корабль получит ядерную энергетическую установку и отмечено, что сроки начала строительства серии будут определены на этапе технического проектирования. Думаю что новой дополнительной информации о проекте мы в ближайшее время не получим.

Перспективные десантные корабли

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что ВМФ России к 2025 году планирует получить два перспективных десантных корабля в рамках новой госпрограммы вооружений. Пока не ясно, будут ли это спроектированные Невским ПКБ ДВКД водоизмещением около 15000 тонн с полётной палубой для вертолётов в корме, или это будут УДК авианосной архитектуры со сплошной полётной палубой. Во втором случае можно говорить о двух конкурирующих проектах. Макет УДК “Лавина” водоизмещением порядка 23 тысяч тонн был в очередной раз представлен Крыловским государственным научным центром на МВМС-2017. Так же известно, что Невское ПКБ ведет проектирование УДК водоизмещением порядка 30 тысяч тонн.

Я уже высказывал своё мнение о проекте Крыловского государственного научного центра. Неоднократно высказывал. Повторяться не буду.

По поводу проекта УДК от Невского ПКБ неизвестно ничего, кроме водоизмещения. При этом непонятно даже нормальное ли это водоизмещение или полное. Учитывая большой опыт коллектива Невскго ПКБ, полученный в ходе перепроектирования ТАКР проекта 1143.4 “Адмирал Гошков” в лёгкий авианосец “Викрамадитья”, а так же в ходе участия в разработке проекта индийского лёгкого авианосца “Викрант”, лично мне очень интересно, попытаются ли разработчики Невского ПКБ предложить нашему ВМФ базирование на проектируемом 30 тысячетонном УДК МиГ-29К, или нет. Если нет, то отечественный перспективный УДК Невского ПКБ станет самым большим кораблём этого класса, на котором будут базироваться только вертолёты.

Авианосцы

Как несколько дней назад сообщил заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук проектирование перспективного российского многоцелевого авианосца заложено в госпрограмму вооружений до 2025 года. “Да, безусловно, Военно-морской флот будет строить авианосец”, - приводит его слова ТАСС – “Проводится проработка различных бюро, чтобы определить облик данного корабля”.

Исходя из слов вице-адмирала Бурсука можно сделать вывод что с тем как будет выглядеть “техническое лицо” перспективного многоцелевого авианосца ВМФ до сих пор не определился, и думаю вряд ли окончательно определиться до 2025 года. Разве что с большой уверенностью можно полагать, что корабль будет оснащён атомной энергетической установкой.

Стоит при этом отметить что Крыловский государственный научный центр, ранее предложивший ВМФ и иностранным заказчикам концептуальный проект многоцелевого авианосца “Шторм” водоизмещением 95-100 тысяч тонн, также начал инициативную проработку технического облика более простого легкого авианосца “боевые возможности которого не сильно уступают авианосцу «Шторм»”.

Что ж, конкуренция на поприще проектирования отечественных авианосцев двух организаций, Крыловского государственного научного центра и Невского ПКБ, конечно же лучше, чем один проектировщик-монополист.

Спасибо за внимание!

Tags: ВМФ России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment