dambiev (dambiev) wrote,
dambiev
dambiev

Categories:

От Улан-Удэ до Улан-Батора за один день

Оригинал взят у asia_compot в От Улан-Удэ до Улан-Батора за один день


Давным-давно, на заре нашего блогерства, появилась у нас в журнале таинственная запись. И долго была она одинокой, хотя планировалась как первая в цикле заметок о нашем участии в международном проекте "Чайный путь. Китай - Монголия - Россия".
И вот пришло время рассказать об этом.

Вкратце о проекте.
С 16 июля [2012 г.] российско-китайско-монгольский туристический маршрут "Великий чайный путь" станет маршрутом международного автопробега. Он стартует в городе Эрлянь, пройдет через столицу Монголии Улан-Батор, а 21-23 июля проследует по территории Бурятии до особой туристической зоны "Байкальская гавань". Около 1700 км пути должны преодолеть 57 машин, из которых половина будут спортивными. Пробег преследует две цели. Первая - содействовать развитию трансграничного турмаршрута "Великий чайный путь". Вторая, чисто спортивная, заключается в том, чтобы начать формирование заявки на международное ралли "Гоби - Байкал. Середина земли" - речь идет об азиатском аналоге "Дакара".
Нам довелось поучаствовать в пробеге в качестве экипажа одной из двух штабных машин российской стороны. С нами ехал Павел Матвеев - один из главных организаторов мероприятия, на тот момент секретарь регионального отделения РАФ по республике Бурятия. Второй машиной был УАЗ Патриот, на котором весьма бодро перемещались в пространстве Дима, Паша и Толя. Большая часть экипажа Патриота имела непосредственное отношение к Улан-Удэнскому авиационному заводу, поэтому понятно, что на машине наклейки с вертолетами. Ехала с ними еще Соелма - переводчица с китайского и монгольского.
Прежде чем начать принимать непосредственное участие в пробеге, необходимо было прибыть к месту старта. То есть проделать весь маршрут в 1700 км в обратном направлении. То есть пересечь Монголию с севера на юг в две машины за два дня.
Стартовали с площади Советов в Улан-Удэ утром 13 июля, после официальной части, фотосессии и интервью телекомпании «Ариг Ус».
Дорога до городка Кяхты на границе с  Монголией скучна и знакома, поэтому за рулем второй пилот Женя: она единственная неместная среди нас, любит незнакомые дороги, и езда за рулем для нее тоже отдых.
Через 230 км и три часа, к обеду, приехали на границу. Заправили бак до полного и долили в канистру. 30 литров 92-го бензина обошлись нам тогда в 801 рубль. Не цена, а мечта...
На границе с нашей стороны очереди не было, встали у ворот в ожидании приглашения. Ворота открыли, и началоооось: таможенная декларация и миграционная карта  (arrival card, departure card заполняются всегда), пассажиры и водитель - на паспортный контроль. Печати в загранпаспортах, осмотр автомобиля. Наконец пассажиры со своими вещами садятся в машину, и едем к монгольской стороне.
Там неожиданное затруднение: шлагбаум закрыт. Как объяснили монгольские пограничники, у них проблемы с компьютерной сетью, и они ждут специалиста из Сухэ-Батора. Пока ждем, купили за 50 рублей талон о санитарной обработке автомобиля – перед нами забетонированная и заполненная какой-то химической гадостью ванна, через которую проезжает весь транспорт, въезжающий в Монголию, дабы не завезти туда каких-нибудь чуждых плодожорок или спор сибирской язвы.
Наконец шлагбаум открывается. Оставляем машины перед белой линией и снова идем на паспортный контроль, ставим печати на визе. Водители заполняют бумаги на автомобиль и идут на осмотр к пограничникам. Стандартные вопросы: оружие, наркотики, запрещенные предметы. Беглый осмотр багажника. Бланк осмотра с печатью несу обратно к окошку, там же плачу транспортный налог (250 рублей) и на выезде из МАПП оформляю страховку на месяц - 1700 рублей, хотя пробудем мы в стране всего несколько дней.
Ну вот мы и в Монголии! Разница во времени с Россией минус один час. Все голодные, как звери: время уже полчетвертого, а ели в последний раз еще утром, дома. Поэтому в приграничном Алтан Булаге обедаем в щикарном ресторане при гостинице Altan Plaza:



Несмотря ни на что, еда тут вкусная, а цены вполне демократичные, и меню на двух языках (монгольский на обороте):



Курс тогда был 38-41 тугрик за рубль в зависимости от близости к той или иной границе.
Сразу после обеда (245 рублей на двоих) выезжаем: вечером нам нужно быть в Улан-Баторе.

В Монголии две крупных сети АЗС: МТ (синяя) - заправлялись всегда на них, местные утверждают, что бензин у них российский:



и Петровис (красная):



Цены на них плюс-минус одинаковые и уменьшаются при приближении к Улан-Батору. И ощутимо выше, чем в России - около сорока рублей за литр.
Через 65 километров вдруг упираемся в шлагбаум: дорога внезапно становится платной. Сторож из будки у дороги на международном языке жестов требует с нас по 500 тугриков с автомобиля, но вот конфуз - мы не запаслись монгольской валютой, беспечно решив сделать это в ближайшем городе, где остановимся поесть. Критическая ошибка! Пытаемся дать рубли - сторож не берет и просто машет рукой, разрешая бестолковым туристам проехать бесплатно.
Конечно, в ближайшем населенном пункте мы наменяли тугриков, и правильно сделали: через 150 км пришлось платить снова, но уже в 2 раза дороже - 1000 тугриков с машины, еще через 126 км опять по 500.



Дорога до Улан-Батора прямая,  с редкими плавными поворотами, асфальт ровный и гладкий:





Поэтому напрягаться за рулем не приходится,  и мы любуемся окружающими пейзажами.
Если ближе к границе с Россией вдоль трассы еще попадаются деревья:



то дальше идут бескрайние степи с верблюдами



юртами, разнокалиберным домиками, а также крузерами, которых в Монголии очень много.



Первый крупный населенный пункт на нашем пути - Дархан, город горняков.



На то, что здесь добывают уголь, намекает скульптура шахтера на выезде из города.



На обратном пути у нас тут случится приключение с местной полицией, но об этом в свое время.
Дархан, на наш взгляд, очень экзотичен, но это пока мы не видели других монгольских городов.





Выяснили, что очень часто по монгольским вывескам вполне можно сориентироваться:



Все же понятно: красный - стой, зеленый - иди гарах - въезд, орох - выезд. Из авто зогсоола.
Перед Улан-Батором начинаются холмы, город находится у их подножья.



В других бы странах сделали дорогу прямо по ним - с серпантинами, мостами и тоннелями, но мы в Монголии, холмы можно и объехать:



Выкладывать надписи и рисунки из камней на склонах - степняцкая народная забава:



В Улан-Батор въезжаем в девять часов вечера. Сказать, что движение здесь идиотское, - значит не сказать ничего. Очень много машин. Водители если и слышали о ПДД, то забыли о них от слова совсем. В общем, типичная Азия. Приходится ехать бампер в бампер, чтобы нас не оттерли друг от друга вылезающие с обочин монголомашины, и сигналить как ненормальным. Нервное это занятие - ездить по Улан-Батору, да еще после 600 км пробега и перехода границы.



Пока разместились в гостинице (отель Lion 3 звезды, при этом с бесплатным вайфаем), прошло еще время, и наши шансы найти поблизости работающее кафе упали до нуля. Когда отправлялись на поиски еды, выяснилось, что от нашего номера нет ключей, совсем, ни у кого. Девушка на ресепшене, улыбаясь, помахала рукой - мол, идите-идите, все будет хорошо. И действительно, все стало хорошо: мы поужинали заварной лапшой, бутербродами и пресными коржиками из ближайшего магазина (7700 тугриков на 6 человек), приняли душ и даже высунули носы в интернет. В полночь – отбой, на следующее утро в 10 часов у нас встреча с монгольской командой спортсменов-раллистов и совместный путь дальше, к границе с Китаем.
Tags: Монголия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments